Главная страница сайта » История завода

История завода

Организация и развитие завода 1928–1941 гг.

     1 октября 1928 года на базе слияния Люберецких мастерских по ремонту электротехнического оборудования и Московских мастерских служб связи и электротехники был организован Люберецкий электромеханический завод. Первая пятилетка 1928 – 1933 годов дала жизнь многим новым заводам и фабрикам, в том числе и нашему предприятию. В 1933 году на Люберецком электромеханическом заводе работало 557 человек.

     Из выпускаемых в ту пору изделий особенно большим спросом пользовались контрольные стрелочные замки системы инженера Мельникова, которые осуществляли связь входного семафора, управляемого лебедкой, с входными стрелками.

     Развитию завода способствовало развитие социалистического соревнования и ударничества. Соревнование было направленно на внедрение более современных форм организации труда, на развитие творчества и массового рационализаторства, и изобретательства.

Военные годы 1941–1945 гг.

     В 1941 году Люберецкий электромеханический завод территориально значительно расширился. Осенью 1941 года враг рвался к Москве. Принимались все меры для защиты столицы. Важные стратегические объекты были заминированы. Наш завод, как и многие в Люберецком районе, приостановил свою работу.

     С 14 октября по 16 октября 1941 года Люберецкий электромеханический завод был эвакуирован на станцию Риддер Туркестано-Сибирской железной дороги (ныне город Лениногорск республики Казахстан). Созданный на базе Люберецкого Риддерский электромеханический завод в сжатые сроки наладил работу на новом месте.

Послевоенные годы 1945–1952 гг.

     Вернувшись к мирному труду, страна приступила к восстановлению народного хозяйства. В феврале 1946 года на площадях завода приступили к изготовлению изделий из пластмасс.

     В первые послевоенные годы завод специализировался на изготовлении связевой аппаратуры, запасных частей СЦБ для железнодорожного транспорта. В 1949 году на заводе был создан новый шурупно-механический цех для обеспечения вагоноремонтных заводов МПС метизами. Для этого был произведен капитально-восстановительный ремонт сорока автоматов на нарезке резьбы.

В 1950 года наш завод выпускал следующие изделия: железобетонные фонари различных типов; радиорепродукторы; детали для паровозов; ж.д. контейнеры; вентиляторы вагонные.

Создание производственно-технической базы для электрификации железных работ 1953–1960 гг.

     С 1 января 1953 года при Главном управлении электрификации железных дорог МПС был организован Всесоюзный монтажный трест по электрификации железных дорог («Транс электромонтаж») с материально технической базой обеспечения монтажных работ по электрификации железных дорог и тяговых подстанций. Возглавил трест Шалва Сардионович Логуа.

     С 1 октября 1953 года в состав треста перешел и наш завод, на котором была возложена полная комплектация монтажных работ по электрификации и энергоснабжению железных дорог СССР. Кроме того, на предприятии должны были осуществляться экспериментальные работы по освоению новых видов изделий.

     К 1954 году завод освоил и наладил серийный выпуск более 50 видов новых изделий: бетонные реакторы, консоли всех типов, детали контактной сети.  В этом же году было создано Конструкторское бюро в составе 10 человек.

     По технической документации, чертежам, разработанным заводским конструкторским бюро в 1957 году, завод наладил выпуск оборудования тяговых подстанций.

     С расширение сектора электротехнической продукции в июле 1960 года на заводе создается специализированное проектно-конструкторское бюро из 60 человек.

Развитие завода 1961–1991 гг.

     С 1961 года завод продолжает развивать и совершенствовать продукцию для электрификации железных дорог. Были освоены комплексные телеуправляемые подстанции, комплектные сборные подстанции, изолированные консоли и другие виды новой техники.

     Большой вклад в разработку новых изделий и деталей контактной сети внесли сотрудник завода. Внедрение более современных технологичных процессов протекало в двух направлениях: путем освоения нового производственного оборудования и благодаря изготовляемым собственными силами высокопроизводительным приспособлениям (стенды сварки камер РУ-6-10 кв, пучковая раскладка проводов для монтажа панелей и др.)

     В 1961 году Всесоюзный монтажный трест «Трансэлектромонтаж», структурным подразделением которого является и Люберецкий завод, был награжден Орденом Ленина. 26 февраля 1966 года приказом Министерства транспортного строительства Люберецкий механический завод был переименован в Люберецкий электромеханический завод.

     В конце 60-х годов завод продолжал интенсивно наращивать свои мощности:

     Все эти и другие мероприятия были направленны на улучшения качественных показателей выпускаемой продукции. В 70-80-е годы был отмечен особенно быстрый рост и освоение новых видов продукции: шкафы КРУН серии К-VIy; блоки ОРУ 27,5 и 35 кв; стойки блоков новой конструкции; камеры 3,3 кв. внутренней установки; посты секционирования переменного тока; камеры КВВО-2 одностороннего обслуживания; унификация анкерных оттяжек и фиксаторов.

     В 1975 году завод освоил механизированную намотку бетонных реакторов. Все участки основного и вспомогательного производства, а также погрузо-разгрузочные работы были механизированы за счет установки кранов и кран-балок разной грузоподъемности. В 1982 году была запущена заводская котельная с тремя котлами ДКВР-10/13 на мазуте с последующим переходом на газ. В течение 1982-1983 годов были заменены все наружные сети отопления, горячего водоснабжения, пара.

     С 1984 года завод приступил к разработке новой ячейки КРУН-6(10) л с выключателем ВК-10 на базе КРУН серии K-VIy и с первого квартала 1986 года начался серийный выпуск.

     В 1985 году численность завода составляла 723 человека. Средний ежегодный объем по номенклатуре составлял:

Ячейки КРУН-6(10) л
2800 шт.
Ячейки ВВО-2 1000 шт.
Ячейки РУ-3,3 кв
250 шт.
Блоки ОГУ-27,5 кв 400 шт.
Панели, шкафы 2000 ед.
Консоли швеллерные 25000 шт.
Консоли трубчатые 28000 шт.
Кронштейны ДПР 25000 шт.
Детали к/с 2800 тн.
Треверсы 10000 шт.
Оттяжки 5000 шт.
Реакторы 120 шт.

 

     В 1985 году начался основной этап реконструкции завода, который продолжался до 1991 года.

Реконструкция завода

     19 октября 1981 г. распоряжением № 2092 Совет Министров СССР принял предложение Министерства транспортного строительства о реконструкции и расширении «ЛЭМЗ» со строительством объектов производственного назначения общей площадью 10 тыс. квадратных метров.

     Заданием на проектирование реконструкции Люберецкого электромеханического завода предусматривалось:

     В 1984 г. разработан рабочий проект по реконструкции подъездных путей железнодорожного транспорта. В 1987 г. закончены работы по газификации котельной и в октябре месяце газопровод принят в эксплуатацию.

     В 1989 г. разработан рабочий проект по газоснабжению нагревательных кузнечных печей, для чего предусмотрена прокладка наружного газопровода от заводской котельной до производственного корпуса, обвязка 5 печей, установка газорегулируемого устройства (ГРУ).

     В 1990 г. завод практически закончил реконструкцию. Были введены основные средства на общую сумму свыше 15 млн. рублей. Из всех работ, запланированных на период реконструкции, не был закончен цех горячего цинкования.

     Реконструкция, длившаяся почти 10 лет, дала заводу возможность обновить основные средства (здания, сооружения, оборудование), значительно улучшить работу энергохозяйства, повысить культуру производства, повысить производительность труда, улучшить экологию производства и окружающей среды, изменить всю инфраструктуру завода.

Постсоветские годы 1991–2000 гг.

     После распада Советского Союза резко сократился объем заказов – новые объекты не строились, старые эксплуатировались использованием ранее созданных запасов. Повсеместно значительно (в несколько раз) уменьшились объемы выпуска продукции. Многие предприятия останавливали производство, меняли профиль или распадались на части. К тому же те многочисленные заказчики, которые заказывали продукцию, как правило, предлагали оплату за нее в виде свое (а иногда чужой) продукции. Все эти беды не обошли стороной и завод. Резко уменьшились, а в некоторые периоды отсутствовали вовсе заказы основного для завода заказчика – МПС и его предприятий. Стремительно снижался объем выпуска продукции (в 1996 г. он составлял, например, 15% от объема выпуска 1989 г.), значительно сокращалась численность работников, финансовое положение завода было на грани критического, порой не было средств для своевременной выплаты зарплаты.

     Перед коллективом завода встала задача выживания в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике. Завод не стал менять профиль, дробиться на части и уменьшать численность квалифицированных работников ниже критической.

     Было решено значительно расширить номенклатуру выпуска электротехнического оборудования общепромышленного назначения. Была проедена огромная работа по проектированию и освоению производства новых для завода изделий, которые выпускали заводы, оказавшиеся вне России (в Узбекистане, Грузии, Украине и др.), а также горно-шахтного оборудования: панели общепромышленного применения (ПСН, ПКР, ЭПЗ), посты секционирования, ЗТПС, КРУН-10ЛМ, КРУПЭ-6(10) кВ, ПСКТП-6(10) кВ, оборудование подстанций Горэлектротранса и др. По заказу «Зарубеж-трансстроя» были разработаны, изготовлены и поставлены в Турецкую республику изделия контактной сети для электрификации участка Черкезкей-Капыкуле (330 км). Завод перешел на 4-х дневную рабочую неделю, реализовывал с помощью партнёров бартер.

     Все это дало возможность улучшить финансовое положение, платить достойную зарплату при высокой инфляции и резком удорожании жизни, накапливать оборотные средства для приобретения необходимых материалов и комплектующих изделий, сохранить костяк квалифицированных кадров.

     В 1991 году завод вышел из состава треста «Трансэлектромонтаж», а в 1993 году, в соответствие с действующими законами, был зарегистрирован, как Открытое акционерное общество «Люберецкий электромеханический завод».

     Несмотря на все сложность переходного периода завод не только сохранил для своих работников весь комплекс социальных льгот советского периода, но и расширил их для пенсионеров – бывших работников завода, в пределах, конечно, имевших финансовых возможностей.

     С середины 1998 года постепенно начал расти объем заказов. Был получен и выполнен заказ по изготовлению конструкций контактной сети (КС-200) под скоростное движение на магистрали Санкт-Петербург – Москва, что потребовало в крайней сжатые сроки выполнить огромный объем работ по переработке конструкторской документации и подготовке производства. С 2000 года завод начал осваивать и в настоящее время наладил выпуск ячеек КМ-IФ, что позволяет значительно увеличить объемы выпуска продукции общепромышленного назначения.   

Новое время: c 2004 по настоящее время

     В 2004 году АО «Люберецкий электромеханический завод» освоил производство новых камер КСО серии КСО-204 (устанавливается взамен КСО-272, 285, 292, возможен вариант с шириной по фасаду 750 мм.) Необходимо отметить, что АО «Люберецкий электромеханический завод» является единственным заводом РФ, которому предоставлено право на осуществление деятельности по изготовлению горно-шахтного оборудования (Лицензия Госгортехнадзора России ООИР № 013403). Для горно-шахтной промышленности и карьеров завод выпускает следующую номенклатуру электрооборудования 10 кВ: ячейки серии КРУПЭ-6(10) с вакуумными выключателями (пр-ва «ЭНЕКО», «ГНПП Контракт», «Таврида Электрик») м с выключателями нагрузки (с отключением от трансформаторов тока), предназначенным для питания и защиты электрооборудования экскаваторов роторных комплексов и других потребителей;

     Передвижные подстанции серии ПСКТП-Л мощностью 25-30 кВа и напряжением 6(10)/0,4(0,23) кв, предназначенные для электроснабжения передвижных токоприемников угольных и других разрезов (карьеров), ведущих добычу полезных ископаемых открытым способом.

     Расширяя свою производственную номенклатуру, завод освоил выпуск целого ряда низковольтной аппаратуры 0,4 кВ, ранее выпускаемой заводом «Средазэлектроаппарат»:

     Панели распределительных щитов серии ЩО-96, пришедшие на смену устаревшим панелям серии ЩО-70;

     Шкафы серии ПСН; панели защит серии ПЗ и панели управления серии ПУ, предназначенные для установки в них аппаратуры защиты, автоматики, управления и сигнализации; шкафы серии ПВУ-11.

     Мы стараемся идти в ногу со временем, быть ориентированными на потребности наших партнеров и клиентов.